Есть 600 000 душ, и каждая из них делится на несколько искр. Но разве может духовное дробиться на части? Ведь изначально была создана лишь одна душа – Адам Ришон. Бааль Сулам Речь не о генетике, но начнем все же с нее. Если даже на просторах бывшего Союза она из "продажной девки империализма" превратилась в "даму", благосклонности которой ищут все больше ученых и неученых, то, что уж говорить о туманном Альбионе. Там ее слово - закон (не в обиду английской королеве будь сказано), там она по воле своей тасует колоду народов и народностей королевства. Вот, например, появилось в прессе сообщение о генетических исследованиях, которые повергли в шок жителей Британских островов. Согласно исследованиям этим, британцы, шотландцы и ирландцы в смысле своих геномов почти идентичны. - Вот те на, - говорится в сообщении. Ведь все эти три народа всегда считали себя оригиналами в этническом смысле, что давало им основание держаться особняком. Ни по языку, ни по культуре, ни по другим характерным особенностям они не имеют между собой ничего общего и тем очень гордятся. Новость эта с полей генетики донесена до нас несколько небрежно, как это часто бывает в "научной журналистике", что, тем не менее, не сводит на нет саму тему вообще. Вначале о небрежностях. Во-первых, что значит "почти идентичны"? Мы же знаем, что даже незначительная завитушка в ДНК, один из множества генов способен сделать "из обезьяны человека". Если не идентичны - значит это разные нации. Тем более что по результатам тех же исследований, количество генов, которыми отличаются друг от друга жители британских островов, просто огромно - у шотландцев, например, вообще 30%. Во-вторых, мнимой генетической идентичности противопоставляется этническая оригинальность каждого народа. Известно ведь, что и полная идентичность, например, у двух близнецов, разлученных в детстве и воспитанных в разных культурах, "этнические" различия будут просто зашкаливать, снимая, для постороннего глаза, всякие подозрения в том, что эти два человека - родственники. Этнос на поверку оказывается очень поверхностным фактором объединения людей - для принадлежности к нему требуется, по определению, всего лишь осознание принадлежности к нему, территория, язык и культурная атрибутика. Пленка поверхностного натяжения, не больше. Чуть качни сосудик - и хлынет. И все же нас во всей этой туманной британской ситуации интересует другое, а именно то, что (повторимся) они не имеют между собой ничего общего и тем очень гордятся. Это действительно тема: почему различия между нами для нас - предмет гордости. То есть то, что оживляет наше "я", дает ему подпорки в период сомнений и эликсир роста в часы озарений. Подчеркнем момент: мы не просто разные. У нас просто какая-то нервическая потребность выискивать у других все больше и все более разительных отличий от шкалы собственных или принятых нами общественных ценностей, чтобы из этих отличий слепить самих себя. Именно так: слепить самих себя. Потому что нам часто трудно определить, кто мы есть, дать определение самим себе - кто же мы, какие мы, поэтому мы и выискиваем судорожно особенности, и желательно, конечно, неприятные - у других. (У нас, бедных, вообще большие трудности с самоопределением). Так вот, смотрим на других не просто потому, что "все познается в сравнении". Тут дело серьезнее. Если нам не с кем себя сравнить, тогда у нас нет материала для создания своего образа. Нет того, по отношению к кому его создавать. А мы без своего образа просто задыхаемся. Сама эта довольно мелкая и суетная потребность для нас действительно жизненно необходима. Причина того, что мы так остро в этом нуждаемся, - каждый, конечно, в меру развития его эгоизма, - довольно серьезна. В каббале гордыней, в общем, называется состояние общей души, когда она ощущает себя отделенной от Творца. Да, созданной им, но - отдельно от него. В нашем же состоянии, когда Творец в нашем мирке не ощущается, где в замену ему мы налепили множество наших богов, и где общая наша душа разбита на множество наших "я", каждое из них создает себя теми, по отношению к кому ощущает себя отдельно, то есть лепит себя из окружающих. Другими словами, если вы живете в мире людей, то вы лепите самого себя их них. Если же вы на необитаемом острове, все меняется кардинально. Ваша внутренняя потребность создавать для себя свой образ тает буквально на глазах. У вас появляется совсем другая задача - выжить и жить. Вообще, все остальное, кроме людей, мы просто даже не сравниваем с собой. Оно не ниже нас - просто по природе не сравнимо и все. Мы можем выискивать человеческое выражение в глазах любимой болонки, можем сколько угодно писать стихи и романы о верных мухтарах, но все это будет или игра, или искусство. Каббалисты о несравнимости уровней говорят такой вот "простецкой" притчей: хозяин, войдя в свой курятник, и видя, как петухи хорохорятся перед курами и друг перед другом, не станет так же гордиться перед ними. Не потому, что оперения соответствующего нет, а потому что он хозяин. Мы одни в мире. Мы - одно существо. Творец намеренно разбил нашу общую душу на множество "я", даже, если говорить точнее, не разбил, а придал каждой ее частичке отдельное восприятие мира. Так он создал ложную, игровую ситуацию для того, чтобы мы нашли из нее выход и победили в игре. То есть сами, своими усилиями, пришли бы к единству всего рода человеческого, "как один человек с единым сердцем". И это возможно. Как написано каббалистами в известном сюжете из Вавилонского Талмуда: "Победили меня сыновья мои". Так что ход за нами. Можно начать его с вопроса: что я сделал для того, чтобы и я сам, и другие поняли, что все мы - одна душа? Михаил Гонопольский, Интернет газета Каббала миру 25.01.2009 Ссылки по теме: Мы одни в этом курятнике Все делают "это" Она имеет на нас серьезные виды Кто кем управляет Сайты по теме: - Каббала, наука и смысл жизни - Интернет-газета «Каббала миру»
|
|