Шестимесячные младенцы в состоянии отличать друга от врага, утверждается в новом исследовании Ученые полагают, что человеческое ощущение дифференциации на добро и зло развивается задолго до начала формального обучения. Чтобы эффективно взаимодействовать, процветать и выживать, социальные живые существа, включая людей, должны уметь быстро определять, кому они могут доверять, а кому нет. Может быть, осознание различий между добром и злом является частью человеческой природы, а не продуктом воспитания. Ученый коллектив под руководством Клили Хэмлин из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, сообщают о новом способе выявить зарождение нашего морального компаса путем проверки реакции младенцев на "хорошие", "нейтральные" и "плохие" деревянные игрушки. Шести- и десятимесячным детям ученые демонстрировали серию игрушечных персонажей. Первый пытался добраться до вершины крутой горы, но ему это не удавалось. Второй персонаж - "полезный" треугольник - подталкивал альпиниста вверх по горе, тогда как квадратный персонаж -"вредитель" сталкивал альпиниста с горы. Персонажи были цветными деревянными формами с "глазами навыкате", чтобы обеспечить интерес младенцев к их действиям. После того как младенцы насмотрелись на действия "полезных" и "вредных" персонажей, которые помогали или мешали альпинисту достичь цели, им предложили выбрать одного из двух. Примечательно то, что большинство младенцев предпочли героев, которые помогали, а не мешали. Похоже, они отличали "хороших парней" от плохих. Это подтверждает точку зрения, согласно которой наша способность отличать добро от зла универсальна, а не приобретается в процессе обучения. "Мы не можем утверждать, что младенцы рождаются с этим знанием - просто к шести месяцам оно у них есть", - рассказала автор исследования. "Оно есть до появления речи и целенаправленного обучения, да, но, может быть, не с самого начала". Эти результаты экспериментов, проведенных совместно с профессорами Карен Уинн и Полом Блумом, заставляют предположить, что способность различать тех, кто может помочь нам, и тех, кто может навредить, "играет центральную роль в восприятии социального мира". Понимание добра и зла у младенцев, которое появляется намного раньше, чем предполагалось, может быть биологической адаптацией, лежащей в основе нравственного осмысления и действий позднее в жизни, полагают ученые. Способность отличать людей, которые приносят пользу, от тех, кто приносит вред, и отдавать предпочтение первым была, вне всякого сомнения, существенна для наших предков в таких видах деятельности, как групповая охота, дележ пищи и война. По материалам: Daily Telegraph, InoPressa
|
|