Американские ученые приоткрыли завесу тайны над тем загадочным механизмом, который лежит в основе формирования нашего мнения об окружающем мире. Давно известно, что каждый человек в меру своей подверженности внешнему воздействию испытывает на себе влияние, а иногда и давление со стороны тех, кто входит в круг его общения. Но только сейчас специалисты установили, что наиболее действенна негативная информация: она усваивается получателем гораздо лучше и задерживается в памяти куда дольше, нежели разного рода похвалы, комплименты и прочие положительные отзывы. Психологи из Университета Индианы ставили перед собой цель подтвердить, что мнения одних людей способны оказать влияние на взгляды других. Но в ходе запланированных экспериментов им удалось выявить совершенно неожиданный аспект этого обмена информацией: люди более склонны воспринимать негативную, а не позитивную информацию. Это наблюдение, как полагают сами исследователи, ценно не только для дальнейшего изучения человеческих взаимоотношений в общей психологии, но и для использования в менеджерской среде. Дело в том, что влияние мнения одних людей на взгляды и предпочтения других - это основа основ в рекламном бизнесе. Только его задача заключается в формировании положительной оценки тех или иных товаров или услуг у потребителей. А на практике зачастую реклама срабатывает в куда меньшей степени, нежели того ожидали ее производители. Сотрудники Университета Индианы полагают, что им удалось найти причину этого явления: никакая реклама не способна сгладить того негативного впечатления о новых продуктах, которое производят своими критическими отзывами убежденные пессимисты. В основу исследования легла серия простых экспериментов, в ходе которых люди обсуждали свое мнение о предложенных их вниманию товарах. Сначала им предлагалось оценить ту или иную вещь, составив о ней собственное представление. Затем психологи опрашивали испытуемых и делили их на две группы в зависимости от того, было их мнение положительным или отрицательным. В результате среди участников эксперимента наметилось четкое разделение на пессимистов и оптимистов: первые готовы были яростно критиковать новинки рынка, а вторые приняли их вполне позитивно. Потом исследователи организовали дискуссию с участием всех добровольцев и получили неожиданный результат: после яростного обсуждения мнений всех присутствующих многие оптимисты сменили свою позицию на полностью противоположную. Критически настроенные потребители сумели настолько сильно повлиять на мнение своих оппонентов, что те перешли в стан "противника". Причем на ситуацию не влиял тот факт, что пессимисты были в меньшинстве: их воздействие на оптимистов все равно было мощнее, чем встречное. Психологи подметили, что когда при обмене мнениями один из пессимистов выступал с яростной критической речью в адрес того или иного товара, у остальных приверженцев негативной позиции возрастали напор и агрессивность по отношению к собеседникам. А противоположная сторона в споре просто сдавалась, меняя свою точку зрения и тем самым признавая собственное поражение. Теперь исследователи планируют по итогам своих экспериментов опубликовать научную работу, в которой будут содержаться рекомендации для производителей товаров и услуг. Психологи посоветуют им обращать значительно больше внимания на настроения целевой аудитории, на которую рассчитана выпускаемая продукция. Это особенно важно в современной информационной среде, сильно расширившейся по сравнению с предыдущим десятилетием - в первую очередь, за счет интернета. Кстати, исследование воздействия высказанных в Сети мнений на формирование точки зрения пользователей доказало, что в условиях веб-пространства заправилами становятся представители настойчивого и в меру агрессивного меньшинства, которые занимают радикальные позиции и склоняют на свою сторону ведомое большинство. Обсуждения определенных товаров и услуг на форумах могут не только лишить производителя львиной доли клиентов, но даже разрушить репутацию отдельно взятой фирмы. По материалам: Утро.ru
|
|