Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Масорин выразил уверенность в том, что музей на базе первой советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" будет создан в ближайшее время. "Решение о создании музея принято, и сейчас стоит лишь вопрос финансирования проекта. Банально нужны деньги, мы музеи не строим по госзаказу", - сказал главком. Но в любом случае, отметил он, "лишиться первой атомной подводной лодки Советского Союза, просто ее разрезать в утиль нельзя". "На это никто не пойдет. Пока она стоит в Северодвинске до лучших времен. Она законсервирована", - сказал Масорин. Он также отметил, что пока неизвестно место будущего музея. Первоначально планировалось создать музей-мемориал на базе К-3 в Санкт-Петербурге. По материалам: Интерфакс Для спавки: История атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" 09.57-07.58г. Швартовые испытания; 09.1957г. Произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ; 01.07.1958г. Поднят Военно-морской флаг СССР; 03.07.1958г. Предъявлена к ходовым испытаниям; 04.07.1958г. В 10.03 впервые в истории отечественного флота ПЛ дала ход под атомной энергетической установкой; 1958г. Во время ходовых испытаний совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Находилась непрерывно под водой 58 часов 18 минут и прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, ПЛА на этой скорости хорошо управлялась, легко изменяла глубину и быстро одерживалась по глубине и дифференту. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о том, что спецификационная скорость (25 уз.) подводного хода может быть достигнута при 80% тепловой мощности АЭУ. Подводные испытания были прерваны на 59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура (ЦНПК), кроме того некоторые другие механизмы и оборудование АЭУ оказались недостаточно надежными и вышли из строя ранее установленного срока — парогенераторы, теплообменники III—IV контуров и т.д.; зима 1958-59гг. Севмашпредприятие выполнило первоочередные работы на ПЛ; 03.1959г. Присвоен тактический номер «К-3»; 12.03.1959г. Включена в состав КСФ и зачислена в состав 206 отдельной бригады Северного флота с местом дислокации в городе Северодвинске; 23.07.1959г. За успешное освоение новой техники командиру подлодки капитану 1 ранга Осипенко Л. Г. первому из подводников в послевоенные годы Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания подлодки получили ордена и медали; 22-30.08.1959г. Выход в поход, в котором ПЛ совершила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до широты 81 градус 45 минут; 10-11.1959г. Выход в первый дальний поход под кромку льда в Карском и Гренландском море до Ш = 79 градусов N; 1959г. Выполнила 3 похода, общей продолжительностью 45 суток; 12.59-05.61гг. Модернизационные и ремонтные работы; 09.1961г. Высокоширотный поход; 12.1961г. Высокоширотный поход; 11.07.1962г. Из Западной Лицы ПЛ вышла в поход на Северный полюс под руководством контр-адмирала Петелина А.И. ; 17.07.1962г. В 06.59 (06.55?) впервые в истории отечественного флота ПЛ прошла в точке Северного полюса в подводном положении; 21.07.1962г. Возвращение из похода к Северному полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адмирал Петелин А.И., командир ПЛ капитан 2 ранга Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-капитан 2 ранга Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С.; 09.10.1962г. Присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол»; 1962г. Была обнаружена разгерметизация ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов реактора); 26.02.63-27.11.65 Находилась в среднем ремонте. В связи с большим объемом ремонтных и модернизационных работ, а также неудовлетворительной радиационной обстановкой в 1963 г. отсек ППУ был вырезан и заменен новым. Топливная композиция из реакторов была выгружена, реакторы залиты специальной твердеющей смесью. Вырезанный отсек вместе с реактором был захоронен в специальном полигоне; 1965-1969гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 111 суток; 08.09.1967г. При возвращении со 2-й боевой службы из Средиземного моря на 56-е сутки на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке начался пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Все 14 человек, находившихся в тот момент в 3-м отсеке, потеряли сознание. Единственный державшийся боцман Луня сумел в одиночку продуть балласт, отдраить входной люк, вытащить командира на палубу и привести его в чувство. На помощь «К-3» были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», БПК «Стройный» и крейсер «Железняков». Погибло 39 человек, но ПЛ самостоятельно вернулась в базу; 17.10.1968г. В связи с 50-летием ВЛКСМ награждена Памятным знаменем МО СССР; 1970-1971гг. На СРЗ-10 в губе Пала в городе Полярный проходила капитальный (текущий?) ремонт с заменой реакторного отсека(?); 09.01.1972г. Прибыла в состав 17 дивизии ПЛ в губе Гремиха; 1972-1975гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 102 суток; 02.1975г. На полигоне боевой подготовки на глубине 60 м произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного насоса в VII отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы ЛОХ из VIII отсека. Серьезно пострадало 2 человека; 25.07.1977г. Переклассифицирована из крейсерской ПЛ в большую ПЛ; 13.11.78-9.4.82г. (12.77-12.81?) На СРЗ-10 в губе Пала в городе Полярный проходила средний ремонт; 08.01.1981г. Возник пожар в электромеханическом отсеке. Выгорели замененные в процессе ремонта кабельные трассы; 1982-1985гг. Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 32 суток, занималась БП в море и в базе; 14.03.1989г. Получила новый тактический номер «Б-3», выведена из боевого состава, переформирована в УТС, в губе Гремиха поставлена на отстой. Всего с момента постройки "К-3" прошла 128443 миль за 14115 ходовых часов. Командиры: Осипенко Л.Г. (08.1955-12.1959), Жильцов Л.М. (12.1959-10.1964), Первушин Г.С. (10.1964-07.1967), Степанов Ю.Ф. (07.1967-07.1968), Жуков А.Я. (07.1968-01.1972), Базько А.Н. (01.1972-03.1977), Растворов А.А. (03.1977-06. 1984), Бурцев О.В. (06.1984-09.1986), Мурашов С.В. (09.1986-06.1989), Бондаренко Л.В. (06.1989-02.1995), Федотов Е.А. (02.1995-?).
|