Отказ Верховной Рады и Кабинета министров выполнять указ президента стал апогеем противостояния этих институтов власти. Вместе с тем, анализ девяти месяцев премьерствования Виктора Януковича демонстрирует, что все шло к такому исходу с самого начала, а хроника неповиновения парламента и правительства убеждает, что он был просто неизбежен. Итак... 3 августа 2006 года. Президент, премьер-министр, спикер и лидеры парламентских фракций (кроме БЮТ) подписывают Универсал национального единства. Подписание документа предшествовало представлению кандидатуры Виктора Януковича на пост премьер-министра Украины на фоне многочисленных заявлений представителей "антикризисной" коалиции о том, что "большевики" и сами назначат председателя правительства, если глава государства не подаст его кандидатуру в парламент в установленные сроки. Примечательно, что входящая в состав АКК Коммунистическая партия подписала Универсал с многочисленными оговорками, которые изначально предполагали невыполнение коммунистами целого ряда положений документа. Впоследствии президент и оппозиция неоднократно обвиняли членов "антикризисной" коалиции и правительство в нарушении Универсала. 14 сентября 2006 года. Во время визита в Брюссель на заседание комиссии "Украина-НАТО" Виктор Янукович заявил, что наша страна не готова присоединиться к выполнению Плана действий относительно членства в Североатлантическом альянсе. Буквально за неделю до этой поездки Януковича Виктор Ющенко сказал, что Украина полностью готова к ПДЧ. Для предотвращения в дальнейшем подобного своеволия во внешнеэкономических вопросах президент обязал главу Кабмина согласовывать директивы на зарубежные визиты в Министерстве иностранных дел и Секретариате президента. Однако уже в ноябре разгорелся новый скандал, когда правительство долгое время не подавало на согласование директивы для вояжа премьера в США; одновременно "большевики" заявляли, что директивы уже одобрены коалицией. Тогда визит Януковича в Америку оказался на грани срыва. 21 сентября 2006 года. Кабинет министров вернул в Секретариат президента несколько указов главы государства, мотивируя этот шаг нарушением процедуры контрассигнации. Представители парламентско-правительственной коалиции заявляли, что контрассигнация президентских указов это не обязанность, а право премьер-министра, и что без автографов главы Кабмина и ответственного министра эти акты являются недействительными. Эти действия "большевиков" стали первым знаком того, что в будущем крупномасштабного конфликта между президентом и правительством не избежать: Кабмин готовил почву для оправданий своего неподчинения президенту в будущем. 1 декабря 2006 года. Несмотря на протесты президента, Верховная Рада отправляет в отставку министра внутренних дел Юрия Луценко и министра иностранных дел Бориса Тарасюка. В ответ Виктор Ющенко издает указ, которым поручил Тарасюку и дальше исполнять свои должностные обязанности. Коалиция и правительство этот указ не признали, а самого Тарасюка депутаты и министры не пускали на заседания Кабмина. 13 декабря 2006 года. Кабинет министров Украины своим постановлением назначает ряд заместителей министра внутренних дел, в том числе и одиозного Николая Плеханова. Делает это правительство без согласования с Ющенко, чем нарушает указ президента страны, предписывающий ему согласовывать с главой государства все кандидатуры при назначении на должности руководителей военных формирований, правоохранительных органов и органов дипломатической службы. Примечательно, что в игнорировании этого указа "большевики" наиболее последовательны. Так, уже в январе 2007 года Кабмин без согласования назначает следующих замов министра внутренних дел - Сергея Попкова и Сергея Копылова. Все они продолжают выполнять свои обязанности даже тогда, когда постановления правительства президентом приостановлены, а соответствующие представления в Конституционный суд направлены. Декабрь 2006 года. Парламент и правительство отказываются учитывать предложения президента при подготовке закона о государственном бюджете Украины на 2007 год. Около 60 поправок к законопроекту, которые в основном касались повышения минимальных зарплат, пенсий и других социальных выплат, с ходу отбрасываются "большевиками". Более того, коалиция заявляет, что Виктор Ющенко не имеет права накладывать вето на закон о бюджете-2007 и делает соответствующее обращение в Конституционный суд. Январь 2007 года. Верховная Рада принимает закон о Кабинете министров Украины, содержащий ряд явно неконституционных норм. При этом все предложения президента, указывавшего на эти несоответствия, отклоняются практически без обсуждения. Январь - март 2007 года. В первом квартале 2007 года в политической жизни Украины наблюдался рост напряженности в отношениях между президентом с одной стороны и парламентско-правительственной коалицией - с другой. В этот период становится известно о том, что представители Кабинета министров обращались к России с предложением о допуске "Газпрома" к управлению украинской газотранспортной системой в обмен на право добычи "голубого топлива" на территории РФ. Ранее Виктор Ющенко неоднократно заявлял о нецелесообразности и недопустимости такого шага, который, по его мнению, мог привести к утрате Украиной еще имеющихся остатков своей энергетической независимости. Кроме того, в начале февраля первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров сообщил об активизации украинской стороной работ по созданию Единого экономического пространства; при этом он подчеркнул, что участие нашей страны в ЕЭП может не ограничится только формированием зоны свободной торговли (ЗТС) с Россией, Беларусью и Казахстаном. Одновременно снизилась активность Украины на "вэтэошном" фронте: теперь Кабмин прогнозирует вступление страны во Всемирную торговую организацию лишь во второй половине 2007 года. Напомним, что Виктор Ющенко уже несколько лет последовательно выступает за участие Украины в ЕЭП только на уровне ЗТС, поскольку более глубокая экономическая интеграция может воспрепятствовать присоединению нашего государства к ВТО. К концу марта противостояние президента и коалиции еще более усилилось из-за массового перехода оппозиционных депутатов под крыло "большевиков". Коалиция отнюдь не скрывала, что стремится увеличить свою численность до 300 членов, после чего может подвергнуть ревизии многие законы и даже Конституцию (вплоть до упразднения поста президента как такового). 2 апреля 2007 года. Верховная Рада отказывается выполнять указ президента и принимает постановление, в котором указ называют "преступным". 53 народных депутата обращаются в Конституционный суд с просьбой признать указ главы государства неконституционным; до тех пор, пока КС не признает его законным, Рада не будет ему подчиняться. Правда, логика "большевиков" не выдерживает никакой критики: если ей следовать, то получается, что закон о Кабинете министров тоже не действует, поскольку КС еще не рассмотрел обращение президента по поводу соответствия его положений нормам Конституции. Кабинет министров Украины отказывается выделять средства на проведение досрочных парламентских выборов, игнорируя все тот же указ президента о роспуске Верховной Рады. 5 апреля Кабмин еще раз подтвердил свою позицию - в этот раз после заседания Совета национальной безопасности и обороны, который рекомендовал правительству таки профинансировать выборы. 20 апреля 2007 | 18:13 Алексей Сахно По материалам: ForUm, Главред, Дело, День, Интерфакс-Украина, Коммерсантъ-Украина, Корреспондент, Общественная коммуникация, РБК-Украина, Сегодня, Українська Правда, Українські Новини, УНИАН PS Несомненно, каждая сторона противостояния будет искать выгодные в первую очередь для себя выходы из ситуации, но, будем все откровенно честны, и по логике вещей Указ Президента о роспуске Парламента (Верховной Рады) был закономерен.
|
|