Массовые акции оппозиции и правящей коалиции, сведенные во времени и пространстве, прошли мирно. Однако говорить о примирении сторон политического противостояния, по крайней мере, в ключевом пункте повестки дня - перспективе проведения внеочередных парламентских выборов - преждевременно. В прошлый уик-энд состоялся не более чем смотр сил. Оказалось, что противники имеют вполне сопоставимые ресурсы. Также очевидно, что вопрос массовых акций в украинской политике еще далеко не исчерпан. Мы наблюдаем классический политический клинч, когда каждая из сторон имеет достаточно возможностей, чтобы настаивать на своем варианте развития событий, и ни одна не видит достаточных оснований, чтобы уступить. Политический кризис в Украине возник задолго до 31 марта 2007 года. Однако именно в эти дни все скрытые, медленно тлеющие и явные конфликты заострились до той степени, когда аналогии с российским 1993 годом перестают быть просто фигурой речи и удачной риторической находкой. Следовательно, постсоветская история уже знает один из путей завершения противостояния между институтами власти, имеющими прямой народный мандат доверия. Допустим ли этот путь для Украины в условиях, когда расхождения в целях между противоборствующими сторонами в политике четко налагаются на региональные разногласия электоральных предпочтений в обществе? Прибегнут ли политические и государственные лидеры Украины к воплощению российского "опыта", или все же найдут в себе силы изобрести сугубо украинский выход из нынешнего политического кризиса? Уверен, пути к мирному и конструктивному решению конфликтных вопросов не только открыты, но и очевидны для всех участников политического процесса. В развитие Заявления "Украинского форума", где указывается на необходимость разработки и реализации алгоритма политического компромисса совместно всеми сторонами институционно-политического конфликта, здесь изложены его базовые правовые и политические инструменты. 1. В правовой плоскости: Совместное обращение президента, премьер-министра и председателя Верховной рады в Конституционный суд о первоочередном и ускоренном рассмотрении наиболее конфликтных вопросов взаимодействия между Главой государства, Правительством и парламентом (императивный мандат для народных депутатов; расширение состава коалиции на индивидуальной основе; соответствие Закона о Кабинете министров Конституции Украины). Обращение по меньшей мере 45 народных депутатов, представителей всех фракций Верховной рады Украины, в Конституционный суд относительно официального толкования статьи 90 Конституции Украины в контексте статьи 83 Конституции Украины с целью прояснить, отвечает ли процесс расширения парламентской коалиции на индивидуальной основе статье 83 Конституции Украины и должен ли Президент прекратить полномочия Верховной рады Украины в случае нарушения конституционной процедуры формирования парламентской коалиции? После обращения в Конституционный суд президент, премьер-министр, председатель Верховной рады и лидеры парламентских фракций подписывают политическое соглашение, в соответствии с которым до вынесения соответствующих вердиктов Конституционного суда: действует мораторий на расширение состава парламентской коалиции, приостанавливается членство в коалиции депутатов, которые были избраны по спискам избирательных блоков, которые сейчас находятся в оппозиции; Верховная рада Украины приостанавливает рассмотрение вопросов, требующих конституционного большинства голосов (внесение изменений в Конституцию Украины, преодоление вето Президента Украины); Президент Украины берет на себя публичные обязательства не подписывать Указ о прекращении полномочий Верховной рады Украины; все стороны, которые подпишут это соглашение, должны публично обязаться, что они будут действовать соответственно с выводами Конституционного суда. Если Конституционный суд признает, что расширение правящей коалиции на индивидуальной внефракционной основе противоречит Конституции Украины и дает основания к досрочному прекращению полномочий Верховной рады Украины, внеочередные парламентские выборы необходимо назначить. Если Конституционный суд примет противоположное решение, тогда оппозиционные фракции должны отказаться от требований относительно проведения досрочных парламентских выборов на основании процедуры формирования парламентской коалиции. Решение о возможности прекращения президентом Украины полномочий Верховной рады Украины принимается лишь после соответствующего вывода Конституционного суда. 2. В политико-правовой плоскости: Если субъекты нынешнего конфликта не проявят достаточного доверия к Конституционному суду и откажутся решать этот конфликт в судебном порядке, у них остается единственный путь - апеллировать к народу. Но не путем сбора новых майданов, что несет ощутимые угрозы гражданского противостояния и выхода ситуации из-под правового контроля, а путем проведения всеукраинского референдума относительно целесообразности проведения досрочных парламентских выборов. Это можно сделать: По народной инициативе. Такой вариант может и сейчас реализовать или оппозиция, или коалиция. Однако если они попробуют сделать это одновременно, может возникнуть конфликт формулировок, которые выносятся на референдум. Наилучше применить нейтральную формулировку "Считаете ли Вы целесообразным проведение досрочных выборов в Верховную раду Украины?". По совместной инициативе президента и парламента при согласовании формулировки вопросов относительно целесообразности проведения досрочных парламентских выборов. Такой вариант не предусмотрен Конституцией Украины, но в условиях политического кризиса можно применить и нестандартные пути. В том случае, если большинство принявших участие в референдуме граждан Украины выскажутся за проведение досрочных парламентских выборов, Верховная рада Украины может прекратить на месяц свою работу в пленарном режиме, чтобы создать формальный повод для прекращения полномочий парламента Указом президента Украины. Инициатива вынесения этого вопроса на всенародный плебисцит, кроме прочего, имеет еще и один важен мотив. Прежде всего, это ускорит модернизацию Закона Украины "О всеукраинском и местных референдумах" от 1991 года, необходимость чего уже давно назрела. Референдум должен, наконец, стать действенным инструментом демократии в Украине, а не элементом политических игр и торгов. В пакете с принятием новой редакции закона о референдуме необходимо внести поправки в Закон "О выборах народных депутатов Украины" в части процедуры досрочных выборов (как известно, действующая редакция закона не дает четкого и действенного механизма их проведения). Кроме того, корректировки требует сама избирательная модель, ведь именно в ней в значительной мере коренятся причины сегодняшнего политического кризиса. Компромиссным решением может стать сохранение пропорциональной модели парламентских выборов, но в региональных округах и/или с внедрением открытых партийных списков. Только в таком случае досрочные выборы, во-первых, состоятся по четко определенной процедуре, во-вторых, будут легитимными для всех политических сил, в-третьих, действительно приведут к "перезагрузке" политической системы на качественно новом уровне. В противоположном случае внеочередные парламентские выборы не будут иметь ни одного смысла и логики. Владимир Семиноженко Председатель "Украинского форума" академик НАН Украины 02 апреля 2007 | 18:29 Подробности
|
|