Европейцы сокращают выброс отработанных газов за счет подорожания автомобилей. Еврокомиссия предложила на рассмотрение Европарламента проект закона, обязывающий европейские автоконцерны добиться к 2012 году снижения выбросов углекислого газа (CO2) своих машин на 18% - со 160 граммов на километр до 120 граммов на километр. Эта инициатива еврокомиссара по вопросам охраны окружающей среды Ставроса Димаса - часть глобальной стратегии EС по борьбе с изменением климата. Сейчас транспорт является единственной отраслью экономики Европы, в которой выбросы CO2 непрерывно растут опережающими темпами все последние 15 лет. Добиться снижения вредных выбросов, по мнению европарламентариев, не так уж и сложно: усовершенствованные двигатели, качественные покрышки, биотопливо - и цель может быть достигнута. Инициаторы введения новых стандартов напоминают, что Eврокомиссия еще 10 лет назад призвала автостроителей добровольно перейти на производство более экологичных моторов. Однако, по словам эксперта неправительственной организации "Транспорт и экология" Аата Петера, за десять лет автостроители добились сокращения выбросов лишь на 10-12%. "То есть компании использовали две трети отведенного им времени на то, чтобы выполнить задачу лишь на треть. Этого явно недостаточно", - говорит он. Нет "внедорожникам" Однако все оказалось не так просто - инициатива столкнулась с серьезным противостоянием не только руководителей автоконцернов, но и властей председательствующей сейчас в ЕС Германии, так как закон ударит прежде всего по ее автопрому, выпускающему преимущественно мощные автомобили. У Европейской ассоциации автостроителей свой взгляд на вопросы экологии - там считают, что на ниве борьбы за чистоту окружающей среды ее членами уже сделано немало: новые автомобили выбрасывают СО2 на 13% меньше, чем модели 1995 года. Кроме этого, по предварительным планам в 2008 году должны вступить в силу нормы, ограничивающие содержание вредных веществ в выхлопе на отметке в 140 граммов на километр. Однако за последний год токсичность выхлопа автомобилей даже немного выросла. Сами автопроизводители объясняют это тем, что все большей популярностью у покупателей пользуются тяжелые и "прожорливые" автомобили, например, внедорожники. Кроме того, даже обычные модели становятся тяжелее и требуют больше топлива из-за обилия обязательного набора систем безопасности, а также всевозможной электроники. Стоит также отметить, что к нормам 2008 года из европейских автопроизводителей готова только группа компаний Peugeot/Citroen, являющаяся мировым лидером в создании дизельных агрегатов. Однако и они считают нормы 2008-2012 годов слишком жесткими. Автомобиль - дорогое удовольствие Если все же инициатива Еврокомиссии вступит в силу, это приведет к удорожанию себестоимости новой легковой машины на 2,5 тысячи евро, что сделает ее неконкурентоспособной, например, с японскими автомобилями (которые, кстати, гораздо экологичнее). Более того, на ужесточение норм выброса вредных веществ западноевропейские автоконцерны могут ответить переносом своих производств в третьи страны. Причина прозаична: разработка новых двигателей и систем выхлопа увеличивает конечную стоимость автомобилей, что в свою очередь отрицательно сказывается на продажах на и без того стагнирующем европейском авторынке. "Более высокие затраты на разработку новых, более экономичных технологий ударят по производителям прежде всего недорогих авто", - подтвердил известный немецкий автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхеффер. Причем из-за ужесточения требований по содержанию оксидов азота в выхлопных газах наиболее затратным будет переоборудование дизельных машин, которые сейчас занимают более половины рынка. Ожидается, что "бюджетные" дизельные легковушки подорожают в среднем на 900 евро, и это приведет к повышению рыночной доли бензиновых машин, которые, помимо более высокого расхода топлива, выбрасывают в атмосферу больше CO2. К тому же, чтобы добиться снижения выбросов на 18% за пять лет, недостаточно просто изменить конструкцию двигателя или перейти на биотопливо - для этого потребуется даже изменение поведения водителей: например, они должны вовремя переключать скорости. При этом эксперты отмечают, что сокращения выбросов CO2 можно достичь менее дорогостоящими способами, чем внедрение новых технологий. Среди одной из таких мер, в частности, называется уменьшение загруженности дорог. Ведущие европейские автомобильные компании также призывают увеличить число исследований в сфере новых технологий и приложить усилия к тому, чтобы сделать доступными альтернативные виды топлива. Таким образом, объем вредных автомобильных выхлопов можно будет сократить в соответствии с ключевой стратегией Европейского сообщества и согласно требованиям Киотского протокола, но - акцентируют внимание автопроизводители - уже с меньшими экономическими потерями. Природоохранные организации, со своей стороны, считают, что представители автопрома склонны к преувеличениям. "15 лет назад, когда встал вопрос установки на автомобили катализаторов, они заявляли, что это обойдется в 700 евро, но в реальности сумма составила 70 евро", - подчеркивают экологи. 15 февраля 2007 | 10:35 По материалам: Дело
|
|