Шарль Бодлер (Baudelaire) (9.4.1821, Париж, - 31.8.1867, там же), французский поэт. Родился в семье участника Великой французской революции. Бодлер печатался с 1840 года; автор брошюр "Салон 1845 года" (1845), "Салон 1846 года" (1846). Участвовал в Революции 1848 года, издавал газету "Салю пюблик" ("Le salut public") и сражался на баррикадах. Выступал против реакционных романтиков и теорий группы "Парнас". В стихах выражал сочувствие людям труда и обездоленным ("Вечерние сумерки", "Утренние сумерки", "Пирушка тряпичников"). Переворот Луи Бонапарта лишил Бодлера веры в непосредственный социальный прогресс. В середине 1850-х годов Бодлер подвергся влиянию Готье, Эдгара По, парнасцев (сонет "Красота", 1857). В сборнике "Цветы зла" (1857, доп. изд. 1861 и 1869, посмертно, рус. пер. 1895, 1907) ослабление нравственной оценки явлений жизни сделало Бодлера предшественником декадентства. Однако Бодлер включил в свой сборник и мятежные, гуманные стихи (раздел "Бунт"). Ему принадлежат также: сборник статей "Романтическое искусство" (1846-1868, изд. посмертно), трактат о безнравственности употребления наркотиков "Искусственный рай" (1860, в рус. пер. "Искания рая", 1908), "Маленькие поэмы в прозе" (изд. 1869, рус. пер. 1902). В ряде поэтических произведений и особенно в обзорах салонов (начиная с 1845 года; изданы в сборнике "Эстетические редкости", 1868) и очерках ("Некоторые французские карикатуристы", 1857-1858; "Творчество и жизнь Эжена Делакруа", 1863) Бодлер показал себя проницательным и глубоким художественным критиком, верно оценив историческое значение творчества Э. Делакруа, К. Коро, Домье, Мане и других современников, так же как и мастеров прошлого (Микеланджело, Гойи, Давида). Отвергая ходульные схемы салонного искусства, Бодлер придавал большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов художника.
|