Эрик Сати (17.05.1866 - 01.07.1925) - французский композитор. В 1883 году поступил в Парижскую консерваторию по классу А. Гильмана (орган), но через год бросил занятия. Некоторое время работал пианистом в кабаре на Монмартре. Занимаясь самостоятельно композицией, начал писать фортепьянные пьесы, а также музыку к театральным постановкам. Лишь в 40-летнем возрасте Сати решает серьезно заняться композицией и поступает в "Схола канторум", где его учителями были В. д'Энди и А. Руссель. Благодаря оригинальному и независимому художественному мышлению Сати объединил вокруг себя ряд молодых музыкантов, сочувствовавших антивагнеровскому течению во французском искусстве. В 1920-е годы Сати стал идейным вдохновителем группы "Шести", оказав сильное влияние на формирование творческих и эстетических взглядов многих французских композиторов первой четверти 20 века. Произведения Сати изобилуют острыми гармониями, отличаются оригинальной ритмикой, необычной формой. Дух гротеска и злой иронии подсказывал Сати эксцентрические названия многих своих пьес для фортепьяно: "Сушеные эмбрионы", "Три пьесы в форме груши", "Вяленые пьесы", "Автоматические описания", "Вечные и мгновенные часы", "Холодные пьесы" и мн. др. К наиболее известным произведениям Сати относятся фортепьянные пьесы "Гимнопедии" (1888; оркестрованы Дебюсси). Дягилев заказал Сати для своей труппы балет "Парад" (в создании балета принимали участие Ж. Кокто, Мясин и Пикассо), в партитуру которого композитор ввел паровозные гудки, пишущие машинки и др.
|