Жан Франсуа Лесюэр (Lesueur, Le Sueur) (1760, Дрюка-Плесьель, близ Абвиля - 1837, Париж) - французский композитор. Состоял певчим в церковных капеллах, где и получил музыкальное образование. С 1779 года работал церковным регентом в Париже и других французских городах; в 1786-1787 годах возглавлял капеллу при соборе Парижской богоматери. В 1795-1802 годах преподаватель Парижской консерватории и один из ее инспекторов. В 1804 году был назначен придворным дирижером. С 1813 года член Института Франции; с 1818 года преподавал композицию в консерваторию; среди его учеников - Берлиоз, А. Тома, Гуно. Свою композиторскую деятельность Лесюэр начал с сочинения месс и других церковных произведений для капеллы собора Парижской богоматери. К одной из месс ("Рождественская") он написал большую инструментальную увертюру, что явилось новшеством для своего времени. В 1790-е годах Лесюэр обратился к оперному жанру. Его наиболее известное произведение - опера "Пещера" положила начало так называемой "опере спасения" (в основу либретто положен эпизод из романа Лесажа "Жиль Блаз"). Тема спасения от тирании отвечала революционным настроениям французского народа, и опера, впервые поставленная в 1793 году, была восторженно принята парижанами. В числе других произведений Лесюэр - идиллическая опера "Поль и Виргиния" (1794), "Телемак" (1796), "Оссиан, или Барды" (1804), "Смерть Адама" (1809). Во время французской буржуазной революции 1789-1793 годов Лесюэр писал гимны и песни, рассчитанные на большой состав хора и оркестра, - "Песнь триумфа французской революции", "Гимн 9 термидора" и др. Впоследствии Лесюэр изменил свои политические взгляды. Мелодии революционных песен он использовал в церковных гимнах и военных маршах. Лесюэр - автор теоретических работ и учебников.
|