Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam) (24.07.1803 - 03.05.1856) - французский композитор. Сын и ученик фортепьянного педагога Луи Адана. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Буальдьё. Еще студентом консерватории Адан написал по эскизам Буальдьё увертюру к его известной опере "Белая дама". По совету своего учителя Адан обратился к жанру комической оперы. Первая же одноактная опера Адана на сюжет из жизни Петра I - "Катерина" (1829) принесла композитору известность. Комические оперы Адана, в которых заметно влияние Обера пользовались в свое время успехом; среди них - "Хижина" (1834), "Король из Ивето" по Беранже (1842), "Калиостро" (1844), "Тореадор" (1849), "Жиральда" (1850), "Нюрнбергская кукла" по новелле Гофмана "Песочный человек" (1852), "Будь я король" (1852), "Фальстаф" по Шекспиру (1856). Особенно прославила композитора опера "Почтальон из Лонжюмо" (1836), мелодии которой близки французским бытовым песням (например, песня почтальона). Адан писал и "большие оперы" в стиле Мейербера, но менее успешно; наибольшее число представлений выдержала опера "Ричард в Палестине" (1844). Около года (1839-1840) Адан жил в Петербурге, где писал музыку по заказу дирекции императорских театров. В 1847 году он организовал в Париже "Национальный театр" для постановки опер молодых композиторов, просуществовавший лишь год. В 1847-1848 годах Адан писал музыкальные фельетоны в газетах. С 1848 года состоял профессором Парижской консерватории по классу композиции, с 1844 года членом Института Франции. Музыка Адана отличается мелодичностью, изяществом; успеху многих его опер и балетов способствовала и простота сюжета. Однако до наших дней удержались на сцене лишь опера "Почтальон из Лонжюмо" и балеты - "Жизель" по Готье (пост. 1841) и "Корсар" (пост. 1856); эти произведения положили начало французскому романтическому балету, получившему дальнейшее развитие в творчестве Лео Делиба.
|