Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) (1798-1863), французский живописец. Родился в Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа, 26 апреля 1798 года. Для его живописи характерны выбор героических сюжетов (например, картина "Свобода на баррикадах: 28 июля 1830"). Романтическое искусство Делакруа представляет собой полную противоположность живописи Жака Луи Давида и его последователей, один из которых, Пьер Нарсис Герен, был учителем Делакруа. Первая его большая работа, "Данте и Вергилий", выставленная на Салоне 1822 года, поразила Герена мрачностью и резкостью густых теней, а один из консервативных критиков назвал полотно "Резня на Хиосе", выставленное в 1824 году, расправой над живописью. Однако обе картины были с восторгом встречены противниками школы Давида; перепалка критиков только упрочила славу Делакруа. Художник был большим ценителем искусства английских пейзажистов: Дж. Констебла, Дж. Тернера и Р. Бонингтона. Следуя примеру Теодора Жерико, он в 1825 году отправился в Лондон изучать картины этих мастеров. Когда в 1824 году картина Констебла "Телега для сена" была представлена на предварительном показе накануне открытия парижского Cалона, она произвела на Делакруа столь сильное впечатление, что он за один день переписал фон в своей картине "Резня на Хиосе". Несколько портретов, написанных Делакруа в те же годы, отличаются прозрачностью тонов и изяществом, напоминающим произведения Гейнсборо. Увлечение французских художников экзотическими восточными сюжетами, возникшее под влиянием египетских походов Наполеона, а затем возобновившееся во время греческой войны за независимость, нашла отражение и в работах Делакруа. Многие сюжеты его картин заимствованы из поэзии Байрона, в том числе "Смерть Сарданапала" (1827, Лувр) и "Греция на развалинах Миссолунги" (1826, Бордо, Музей изящных искусств). Другие мотивы связаны с произведениями Вальтера Скотта, например "Похищение Ребекки" и "Взятие крестоносцами Константинополя" (1840-1841, Лувр). В 1832 году художник совершил путешествие в Марокко. По приезде на основе сделанных во время этой поездки набросков и дневниковых записей он написал картины "Алжирские женщины" (1833-1834) и "Еврейская свадьба в Марокко" (1839, обе - в Лувре). Делакруа никогда не прекращал исследования проблем цвета как в теории, так и на практике, и заложил основы импрессионистической живописи. Умер Делакруа в Париже 13 августа 1863 года. Росписи, выполненные художником в Бурбонском (1833-1847) и Люксембургском дворцах (1845-1847), а также в церкви Сен Сюльпис (1849-1861) в Париже, входят в число наиболее известных его произведений. Большинство картин Делакруа находятся в Лувре.
|