Достопримечательности
Парижа
ПЛОЩАДЬ ДОФИНА
Площадь Дофина
называют жемчужиной архитектурного ансамбля Парижа. И еще ее называют
парижской Золушкой. Самая красивая, по мнению Андре Моруа, площадь города
незаслуженно забыта. С архитектурной точки зрения она стоит в одном ряду с
такими шедеврами как Вандомская площадь, площадь Согласия, площадь Вогезов…
Однако, в отличие от них, она не сохранила своего первоначального вида и
архитектурного единства стиля. За четыреста лет своего существования она не раз
перестраивалась и к сегодняшнему дню из сорока четырех домов, которые ее
окружали, в прежнем виде сохранились только два.
До конца XVI века на
западе от острова Сите располагалось два крошечных островка, которые во время
строительства Нового моста присоединили к Сите. Новый мост возводился несколько
десятилетий. Идея его создания принадлежит Генриху III, при этом же короле
начались работы, а заканчивалось строительство уже при Генрихе IV. Он
существенно переработал имевшийся проект, и на территории, прилегавшей к мосту,
велел "возвести площадь, окруженную трехэтажными домами из красного кирпича,
отделанными белым камнем, с аркадами на первых этажах. Дома должны быть с двумя
фасадами: один, выходящий на площадь, другой на набережную".
В 1607 году
руководителем всех работ был назначен суперинтендант по финансам и личный друг
короля Сюлли. Тот выбрал в качестве автора проекта придворного топографа,
гравера и архитектора Клода де Шастийона, который предложил площадь треугольной
формы, повторяющей контуры острова. В остальном архитектор полностью выполнил
пожелания монарха. Современная площадь лишь отдаленно напоминает треугольник,
так как вся ее восточная сторона была снесена в 1874 году, когда архитектор Дюк
реконструировал Дворец Правосудия.
Строительство
довольно быстро закончилось, и парижане получили небольшую треугольную площадь,
откуда с одной стороны открывался вид на Новый мост, а с другой на старинный
Королевский сад, где Мария Медичи устроила первый в стране Ботанический сад. В
лавках, расположенных в первых этажах, под аркадами, поместились в основном
ювелиры, отчего южная набережная острова Сите стала называться набережной
Ювелиров.
Площадь быстро
превратилась в одно из самых оживленных мест города. Ее облюбовали комедианты,
шарлатаны, зубодеры, игроки в карты, девицы легкого поведения… Среди этой
разношерстной публики попадались и такие персонажи, которые вошли в историю.
Главными действующими лицами этого безостановочного спектакля были итальянские
комедианты. Когда они на некоторое время покидали площадь и отправлялись в турне
по Франции, постоянная публика оплакивала их отъезд, особенно горевали студенты.
Жиль Барри, обосновавшийся на площади в 1609 году, кроме своего основного
занятия - веселить публику - еще торговал наркотиками. Впрочем, этим занимались
вообще все итальянские комедианты. В 1618 году у него появились серьезные
конкуренты, которых обожал весь Париж, тоже итальянцы Мондор и
Табарен.
Самым известным
зубодером площади Дофина был Толстый Фома. Ради того, чтобы показать свою
верность короне, он в 1728 году, по случаю счастливого выздоровления Людовика XV
от оспы, бесплатно выдирал зубы всем желающим. Таким же способом он отметил и
рождение наследника престола.
В 1660 году
состоялось главное событие, которое пережила площадь Дофина. Париж праздновал
приезд молодой супруги Людовика XIV Марии-Терезы Австрийской. Старейшины города
для встречи королевской четы задумали поставить на пути следования четыре
триумфальных арки и в последний момент добавили еще одну - на площади Дофина.
Для создания этой арки и всего ансамбля, ее окружавшего, был приглашен художник
Лебрен. По его эскизам была создана временная арка, а трон стоял на площади,
откуда открывался вид на Лувр и весь Париж. Каждое окно, выходившее не площадь,
было своеобразно украшено цветами, и всю площадь пересекали цветочные
гирлянды.
На протяжении почти
всего восемнадцатого века площадь Дофина была центром художественной жизни
Франции. Людовик XIV с 1663 года устраивал художественные салоны, где члены
академии, и только они, представляли свои работы. Салон прекратил свое
существование в 1704 году. У художников больше не было места, чтобы предстать
перед зрителем. И тогда молодые, никому не известные дебютанты стали выставлять
свои работы для всех желающих на многолюдной площади. Для этого они выбрали день
Спаса. Спонтанные вернисажи сначала привлекали только зевак, но год от года они
становились все популярнее, и с 1722 года выставками стали интересоваться
специалисты. Академики представляли здесь свои работы на суд зрителей, а крупный
художественный журнал помещал отчеты о выставках на своих страницах.
Благодаря выставкам
на площади Дофина были открыты такие, например, имена, как Фрагонар и Шарден.
Салон на свежем воздухе просуществовал до самой революции, которая запретила
праздник Спаса, бывший в XVIII веке синонимом праздника художников.
В наше время жизнь
уже не бурлит на площади Дофина. Наоборот, теперь это место привлекает парижан
провинциальной тишиной и покоем, уютными маленькими ресторанами. Фото: http://2france.ru
вернуться к списку |