Достопримечательности
Парижа
ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ ДВОРЕЦ
"Из всех приметных
больших зданий Парижа и даже всего королевства нет ничего прекраснее этого
великолепного дворца", - так восторженно отзывались современники о новой
резиденции Марии Медичи - Люксембургском дворце.
Вдова Генриха IV никогда не любила Лувр, грязный и зловонный,
поэтому она решила построить собственный дворец. В 1612 году королева купила
особняк и парк герцога Люксембургского, расположенный в тихом и спокойном
пригороде Сен-Жермен, а сразу же вслед за этим еще и соседние поместья, дома,
сады, фермы, увеличив дворцовую территорию с 8 гектаров до 24.
2 апреля 1615 года Мария Медичи торжественно заложила первый
камень своего будущего дворца, проект которого осуществил Саломон де Бросс,
потомственный архитектор. Для внутреннего оформления резиденции королева
пригласила Рубенса - его к тому времени знала уже не только Италия, что было
особенно важно для итальянки Марии, но и вся Европа. Ему была заказана серия из
24 картин: "Жизнеописание Марии Медичи". Заказчице так понравился результат, что
художнику пришлось работать и над новой серией картин, посвященных Генриху IV.
Рубенс, однако, занимался не только своей прямой деятельностью: будучи близок к
королеве, он умело проникал в тайны французского двора и докладывал об этом
эрцгерцогине Испанских Нидерландов, чьим подданным он являлся.
Королева мечтала получить резиденцию, похожую на ту, где
прошло ее детство: дворец Питти во Флоренции. Проект де Бросса только внешне
напоминал тосканскую архитектуру, а по плану оставался в традициях французской
школы. То есть состоял из парадного входа, почетного, закрытого со всех сторон,
двора и главного здания.
Строительство сильно затянулось, и связано это было с
политическими проблемами. К тому времени Саломон де Бросс уже умер, его сменил
Жак Лемерсье - звезда французской архитектуры, автор церкви Сен Рош, павильона
часов и западной части квадратного двора в Лувре, часовни Сорбонны, а также
Кардинальского дворца, позже переименованного в Королевский. В 1625 году
состоялось торжественное открытие в большой галерее западного крыла, которое
украшено великолепными полотнами Рубенса: сегодня это гордость коллекции Лувра.
Главные ворота находились напротив улицы Турнон. По обе стороны от них
располагались два трехэтажных павильона: первый этаж украшали колонны в
тосканском стиле, второй в дорическом и третий в ионическом. На верхнем этаже
главного здания устроили террасу, откуда королева могла наслаждаться видом сада.
Он был создан во французском стиле (лишь извилистые дорожки западной части
напоминают английские парки), его украшали многочисленные бассейны и фонтаны, в
том числе и Фонтан Медичи, для которого в 1861 году нашли новое место.
Но вскоре после полного завершения всех работ Марии пришлось
покинуть свой дворец, поплатившись за свою оппозицию кардиналу Решилье: Людовик
XIII изгнал свою мать из Парижа и даже из Франции. Она умерла в Кельне, всеми
забытая, в 1642 году. Люксембургский дворец, который так никогда и не получил
имени той, что его создала, остался во владении королевской семьи до самой
революции.
Его национализировали в 1790 году и превратили в тюрьму, где
пребывали в заключении аристократы, актрисы, члены Конвента, депутаты, еще
недавно заседавшие в Парламенте. Все потешались друг над другом: патриоты над
униженными аристократами, а те, в свою очередь, над оставшимися без власти
членами Конвента: непримиримых врагов соединила общая судьба. Несмотря, на то,
что все ожидали казни, жизнь во дворце оставалась весьма оживленной. В галерее
Рубенса устроили зал для игры в мяч. Пленники прогуливались по коридорам и
встречали много старых знакомых, а в полдень им разрешалось посещать герцогиню
Орлеанскую, вдову Филиппа Эгалите. За такую светскую жизнь Люксембургскую тюрьму
называли последним салоном XVIII века.
Среди узников салона-тюрьмы были Камиль Демулен, Дантон,
художник Давид, Адриенна Лафайетт, жена пламенного борца за свободу и демократию
генерала Лафайета. Госпожа де Муши, жена маршала Франции и бывшего управляющего
Версалем, оказавшись в Люксембургской тюрьме, воскликнула: "Надо же, меня
заточили в том самом дворце, где праздновали мою свадьбу!". Самой малозаметной
узницей была креолка Жозефина Богарне, вдова погибшего на эшафоте генерала и
будущая императрица.
В 1795 году дворец передали Директории, а в 1799 "Сенату
консерваторов". Для того, чтобы дворец можно было полноценно использовать в
новом качестве, он подвергся кардинальной реконструкции. Архитектор Шальгрен
оставил в первозданном виде экстерьер дворца и полностью переделал его интерьер.
Парадная лестница из центральной части дворца переместилась в западное крыло,
туда, где располагалась галерея Рубенса, а на ее месте возник зал заседаний
Сената.
В 1814 году Дворец становится Палатой Пэров. Увеличение числа
депутатов вынудило архитектора Альфонса де Жизора продвинуть южный фасад здания
не 30 метров вперед, а на освободившемся месте построить библиотеку (ее купол
расписал Эжен Делакруа) и новый зал заседаний. Он состоял из двух
полуокружностей - места для сенаторов и президиума, -расположенных друг против
друга. Полукруг президиума поддерживали восемь колонн, между ними на постамантах
установили бюсты великих законодателей. В зале, украшенном резьбой по дереву,
расположили 321 кресло - по числу сенаторов. На первом этаже вместо трех
маленьких помещений Жизор устроил большой и богато декорированный зал для
конференций.
Ряд преобразований пережил в Х1Х веке и сад. В нем появилось
около пятидесяти скульптур, они изображали королей Франции, великих людей и
просто мифологических персонажей. Сад стал и остается до сегодняшнего дня
любимым местом для прогулок парижан. Сюда часто приходили художники, поэты,
писатели. Здесь проводили свое время Верлен, Анри Ренье, Анна Ахматова, Марина
Цветаева и совсем недавно Иосиф Бродский.
С 1852 года дворцом распоряжались самые разные организации -
от префектуры департамента Сены и Верховного суда до генерального штаба
люфтваффе во время второй мировой войны. И лишь в 1958 году дворец снова был
отдан Сенату.
Открытый для публики Люксембургский сад всегда полон, и каждый
имеет возможность любоваться фасадами дворца. Но есть возможность увидеть и его
интерьер - каждое первое воскресение месяца, предварительно обратившись по
телефону 331/44 61 21 70 в управление музеями Франции.
Сурия Садекова
Источник:
http://www.kontorakuka.ru
вернуться к списку |