Достопримечательности
Парижа
БАШНЯ СЕН-ЖАК - TOUR SAINT-JACQUES
Метро: CHATELET
Недалеко от площади Шатле, в сквере на улице Риволи, возвышается башня Сен-Жак,
построенная в стиле «пламенеющей» готики. Когда-то она служила колокольней
церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Церковь была возведена в эпоху раннего средневековья,
однако к началу 19 в. разрушилась. От нее сохранилась лишь башня Сен-Жак,
реставрированная в прошлом веке. Высота башни 57 м. Наверху установлена статуя св. Жака
и скульптурные изображения орла, быка и льва, символизирующие трех евангелистов.
В пролете основания башни находится статуя французского философа, математика и
физика Блеза Паскаля. В 1648
г. ученый провел на башне Сен-Жак опыты, подтвердившие
существование атмосферного давления. Наверху башни и в сквере установлены
климатологические станции.
вверх вернуться к списку
БАШНЯ ШАТЛЕ
Для охраны моста Менял в начале XII века королем
Людовиком VI была построена башня Шатле. "Башня Шатле, высившаяся в начале моста
Менял, - писал Гюго, - была уже не римская башня времен Юлиана Отступника, но
феодальная башня XIII века, сооруженная из столь крепкого камня, что за три часа
работы его не удавалось продолбить киркою глубже, чем на четверть". Здесь, рядом
с башней, в раннем возрасте трагически погиб сын Людовика VI. Его сбросила
лошадь, напуганная стадом свиней, которые тогда свободно бродили по берегам
Сены. С этого момента свиньи начнут бродить уже с привязанными
колокольчиками.
Со временем
крепостная башня Шатле превратилась в одно из наиболее зловещих мест в
Париже.
До 1802 года она
оставалась одной из самых больших тюрем Парижа, знаменитой своими темницами и
пытками. В ней существовали подземные камеры, сделанные в виде опрокинутой
бочки, наполовину заполненные водой, куда узников спускали на веревке и где они
не имели возможности ни сидеть, ни лежать, ни даже прислониться к стенкам
"бочки".
Заключенных, прежде
чем поместить в камеру, не только внимательно осматривали, но в них
"всматривались". Полицейские должны были запомнить их лица, чтобы в случае
необходимости опознать узников. Впоследствии в эти помещения, где
"всматривались" в заключенных (по-французски "morguer") стали складывать тела
неопознанных утопленников или трупы, найденные на улицах. В XVII веке их
подбирали до пятнадцати человек за одну ночь.
Эти "позабытые
трупы" и складывали в помещениях, которые с тех пор стали называться моргами. В
XV веке существовал следующий обычай. Накануне Рождества, проезжая мимо тюрьмы
Шатле, король одним мановением руки, "королевским жестом", освобождал
заключенных.
Чтобы особо опасные
преступники не попались "под руку" королю, было принято увозить их на это время
в другое место. Одним из самых известных узников тюрьмы Шатле был поэт Франсуа
Вийон, сидевший там за кражи и предполагаемое убийство. Здесь им была написана
знаменитая "Баллада о повешенных".
Сейчас на месте
снесенной тюрьмы Шатле находится музыкальный театр, сохранивший то же имя. Одно
время, до 1870 года, театр Шатле назывался Императорским театральным цирком.
Спектакли его уже не были только цирковыми, но еще не стали полностью
театральными, Это были массовые представления с участием "более или менее
дрессированных лошадей, слонов и прочих животных".
Театр Шатле был
также местом для разного рода экспериментов. В нем в 1905 году иллюзионист и
пионер кинематографа Жорж Мельес поставил один из своих экспериментальных
спектаклей "Путешествие на Луну". Здесь же состоялись первые представления
"Русских сезонов" Сергея Дягилева. На премьере Габриэль Астрюк, пригласивший
труппу Дягилева на гастроли в Париж, устроил спектакль из самого зрительного
зала. Он созвал самых красивых парижских артисток и рассадил их в первом ряду
амфитеатра, который с тех пор стал называться "корзиной", так как в нем
действительно был собран цветник. Красавицы артистки были рассажены парами
блондинка, брюнетка - что тоже способствовало успеху первого представления.
Спектакли Русского
балета вызывали также и скандалы. В день премьеры "Послеполуденного отдыха
фавна", балета, вдохновленного поэмой Малларме, на музыку Дебюсси, с Нижинским в
главной роли, кое-кто из зрителей, несмотря на поздний час, побежал в ближайшее
отделение полиции с жалобой "за оскорбление нравственности". На сцене этого
театра пел Федор Шаляпин.
Напротив театра
Шатле находится здание-двойник театр Сары Берпар. Оба здания построены в период
Второй Империи архитектором Габриэлем Давидом. Театр назван в память знаменитой
французской актрисы, не только игравшей на его сцене, но и жившей в нем.
Один этаж был
приспособлен под ее квартиру; теперь там находится небольшой музей Сары Вернар.
Рассказывают, что актриса любила завтракать на сцене. Накануне она заказывала не
только завтрак, но и декорации - соответственно своему настроению: иногда это
был сад или живописный грот, а иногда замок или привокзальный буфет.
В 1919 году на сцене
этого театра состоялась премьера пьесы Эдмона Ростана "Орленок" с Сарой Бернар в
главной роли.
В 1855 году на
месте, где сейчас расположена суфлерская будка театра Сары Бернар, был найден
труп французского поэта Жерара де Нерваля, покончившего жизнь самоубийством - он
повесился на решетке около маленького ночного кафе, исчезнувшего, как и сама
улица Вьей Ааитерн (Старого фонаря). Театр Сары Бернар построен в квартале,
который когда-то был заселен по преимуществу забойщиками скота, живодерами,
мясниками, торговцами скобяными изделиями.
На улице Фероннери
(Скобяных изделий), недалеко от дома № 11 бис, у лавочки с пророческой вывеской
"Пронзенное сердце" в 1610 году ударом ножа был убит король Генрих IV. Говорят,
его убийца Равайяк купил нож неподалеку, на улице Кутеллери (Ножевых
изделий).
вернуться к
списку |