Винодельческая география
Вина Франции Французы не набожны, но они благодарны Господу Богу хотя бы за то, что от щедрот своих он одарил их радостью виноделия. Только в их стране собрались в идеальном сочетании все четыре компонента, требуемых для получения пьянящего сока земли: высококлассный виноград, плодородная земля, солнечное небо и трудолюбивые люди. Французское вино - не рутинный хмельной напиток, а мощный сколок культуры. Не зря же сказал великий ученый Луи Пастер: “На дне бочки с вином хранится больше высокого духа, чем во всех философских книгах мира”. В зависимости от сорта винограда и способов его обработки образуется целая цветовая гамма вин. Утонченные знатоки предпочитают вина красные. Они - итог длительной ферментации черного или красного винограда. Классические красные вина делают на юго-западе Франции - в районах Медок, Грав, Сент-Эмильон, Помероль... Короче, в окрестностях Бордо. Его по праву считают лидером мирового производства вина: 10% высококачественных вин на Земле выпускаются именно в регионе Аквитании. И три четверти бордоских вин - красные. Они - результат купажа, смешения в разных пропорциях винограда таких сортов, как “мерло”, “каберне фран”, “пти-вердо”, “каберне совиньон”. Каждое винодельческое хозяйство называется шато, что означает замок. Впрочем, в Бордо под шато подразумеваются участок земли с его уникальной, неповторимой почвой и микроклимат, позволяющий наливаться соками винограду. В более чем 3.500 шато изготовляют вина, классифицируемые начиная с середины прошлого века по сложной иерархии марок, по-бордоски - крю. Если же упрощенно, то существуют три уровня крю: “буржуа”, “ремесленническое” и “крестьянское”. Самые дорогие вина - “буржуазные”. Это и понятно: для француза “буржуазное” - синоним высокого качества, надежности и изящного вкуса.
Не менее престижные красные вина производятся и в другой винной заповедной зоне - в Бургундии. Она разделена на 1.200 клима - местных аналогов бордоским шато. Только масштабы бургундских винных наделов - не чета аквитанским: если на юго-западе виноградники измеряются десятками гектаров, то в Бургундии - квадратными метрами. Скажем, территория клима Романе-Конти, одного из наиболее именитых в крае, равняется 18.050 метрам в квадрате - не более парижской площади Согласия. И при том, что все бургундские красные вина делают из винограда лишь одного сорта - “пино нуар”, - вино из урожая с одного клима совершенно отлично от вина с соседнего участка. Секрет кроется в почве, которая в Бургундии необычайно разнообразна и богата по своему составу. Первыми ее достоинства научились использовать монахи в средние века, которые к тому же стали выдерживать вино в дубовых бочках, придающих напитку особую вкусовую глубину. Вот почему бордоские вина называют замковыми, а бургундские - монастырскими. И неслучайно, если верить французским братьям во Христе: “Самая короткая дорога в рай - это лестница в винный подвал”.
Другой винный заповедник Франции - это долина Луары. Летописцы утверждают, что специальным королевским эдиктом от 1199 года анжуйским винам была назначена цена в 24 стерлинга за бочку, тогда как бордоским - всего 20 стерлингов. Как и Аквитания, этот регион Франции был в ту далекую эпоху доменом английского короля. Вина долины Луары предоставляют потрясающий выбор для сомелье - так называют во Франции специалистов по винам. Красные шампиньи из-под Сомюра и шинон из Турени, родины Франсуа Рабле, розовые анжуйские из винограда “гроло”, “каберне” и “гамэ”, белые монлуи, столь любимые Леонардо да Винчи, и кото дю Лэйон, порой не уступающие по аромату и изысканности букета даже знаменитым бордоским сотернам...
Что же касается эльзасских вин - в абсолютном большинстве своем белых, - то лично я предпочитаю их всем остальным. Отдавая должное знатности красных вин Бордо и Бургундии - “Лафит-Ротшильд”, “Латур”, “Марго”, “Шамбертен”, “Кортон”, - тем не менее, покоряю сердце свое винами белыми. Особенно - с четко обозначенным сладковато-фруктовым послевкусием. Таково, наверное, наше пристрастие: что и говорить, сладенькое мы любим!.. Славные вина с отрогов Вогезов отнюдь не десертные, в них нет добавленного свекольного сахара, но в них живет естественный аромат клубники и ванили, корицы и спелой груши... И безусловный король вин Эльзаса - великолепный напиток из винограда “траминер”.
Добавка “гевюрц”, прибавляемая к названию этой старинной марки, говорит сама за себя: “гевюрц” на местном диалекте - патуа, близком к баварскому, означает “пряный”. Гевюрцем эльзасцы обычно заканчивают трапезу: если это вино подать на стол раньше остальных, дегустацию других вин можно отложить.
Корсика и Овернь, долина Роны и Савойя, Нижняя Бретань и Лазурный Берег... Не говоря уже о Шампани и Божоле! Восемьдесят процентов территории Франции покрыты виноградниками. Даже в Париже на склонах Монмартра собирают осенью кисловатые ягоды, из которых вот уже более тысячи лет делают неплохой кларет. Вино бывает не только красное и белое, но и розовое, желтое и даже серое: гри-де-Туль и шатомейян.