АНЖЕР
Анжер, лежащий на берегах реки Майен, с древнейших
времен был занят племенами гордых кельтов, упорно сопротивлявшихся вторжению
римлян. В IX веке, по прошествии долгих лет набегов норманнов, Фульк Нерра, граф
Анжуйский, воздвиг здесь укрепленный замок. В 1228-1238 гг. Святой Людовик
добавил к замку целый комплекс фортификаций. Впоследствии этот ансамбль был еще
более расширен при Людовике I, герцоге Анжуйском, и при Людовике II, который
приказал здесь построить готическую капеллу.
Одно время Анжер был
резиденцией "доброго короля" Рене Анжуйского, одновременно короля Сицилии и
Иерусалима, который вошел в историю как благодетель своих подданных и блестящий
литератор; он любил праздники, турниры и часто устраивал в замке рыцарские
ристалища. Старинная рукопись, иллюстрированная миниатюрами, автором которой был
сам король Рене, показывает нам ту пышность, с которой проводились турниры в
замке Анжер, где были устроены также вольеры и зверинцы для экзотических
животных.
Наступившая затем
долгая пора религиозных войн послужила причиной упадка замка, и в 1585 году
Генрих III приказал его разрушить. Однако пятиугольная крепость с ее
цилиндрическими башнями была настолько мощной, что удалось снести только
островерхие кровли башен. С приходом к власти Генриха IV работы по сносу здания
были приостановлены, что позволило устроить в замке празднества по случаю
обручения Цезаря Вандомского с Франсуазой Лотарингской.
Внутри замка можно
увидеть знаменитую шпалеру на сюжет Апокалипсиса, заказанную Людовиком I
Анжуйским в 1373 году. Эта несравненная серия тканых картин, первоначально
составлявшая в длину 140 метров, была выполнена Никола Батайем по эскизам
Эннекена де Брюжа.
Шпалеры иллюстрируют
последнюю книгу Библии - "Откровение Св. Иоанна Богослова". В 1400 году шпалеры
хранились в архиепископстве Арля, а начиная с 1474 года - в церкви Св. Маврикия
в Анжере. Эти гобелены, исчезнувшие в 1782 году, были обнаружены в 1848 году
каноником Жубером, который предпринял их реставрацию. На каждой картине
присутствует образ Св. Иоанна, принимающего участие в происходящих событиях и
поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось удалить вследствие их плохой
сохранности.
Сюжеты, выполненные
на гобеленах, сохраняют загадочный и аллегорический, подчас трудно толкуемый
смысл текстов "Откровения Св. Иоанна Богослова". На первой картине представлен
сюжет со Св. Иоанном, который по велению Господа, начинает описывать "виденные
им во благо Семь церквей", изображенных в виде капелл.
Символика,
присутствующая в этой сцене, повторяется на всех гобеленах, особенно на
следующих: на гобелене, где Св. Иоанн видит Мессию в окружении символических
атрибутов и персонажей, изображающих суть Мироздания. После сцены поклонения
Мессии следует изображение Св. Иоанна в слезах, вызванных откровением
божественных тайн после представления Агнца. Всадники Апокалипсиса появляются на
лошадях разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих Господу Богу. После
признания избранных происходят таинства в присутствии Бога и ангела. В сценах
великого землетрясения, огненной звезды и орла природные стихии разверзаются
после четырех первых звуков труб. Когда в пятый и шестой раз вострубили трубы,
хаос Вселенной множится.
На следующих панно
Св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям семи громовых ударов труб и
символически поедает Книгу, взятую из рук ангела. После того как Иоанн
насладился небесной гармонией, идет повествование о приключениях с двумя
свидетелями, спасенными Богом, о неминуемом пришествии Мессии и о Страшном
суде.
Далее иллюстрируется
глава о Сатане, представленном в разных обличьях: в виде дракона, угрожающего
миру; нападающего на роженицу, которую защищает Св. Михаил, и сражающегося
против верующих; в виде морского чудовища и, наконец, в виде земного
чудовища.
После этих тревожных
сцен космической катастрофы ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении
Вавилона и о наказании безбожников. Спасенные праведники приняты Богом, тогда
как на нечестивых обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их, как гроздья
винограда". За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом Господним,
следует появление трех чудовищ и Вавилона - "матери мерзости земной", который
проваливается в бездну вместе с тремя чудовищами и Сатаной.
Заканчивается
шпалера образом светлого Иерусалима, совершенство которого познает Св. Иоанн,
перед тем как пасть ниц перед Троицей.
Зал с гобеленами Апокалипсиса
Иоанн, Ангел и Новый Иерусалим, представленный в виде укрепленного
замка
Св.Иоанн
Источник: http://2france.ru |