ШАМБОР
Вот он - один из
самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он
возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году
она была приобретена Людовиком Орлеанским.
Когда герцог
Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью
французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником
Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем
Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика
и щедрого флорентийского мецената.
После взятия Милана
Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и
тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля
увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения
с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с
реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом
замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе
вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению
здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья
Шамбор.
Старинное крепостное
сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных
работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было
занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не
дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да
Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время
своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил
в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно
расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными
апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с
прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень
похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к
итальянской архитектуре классического направления. План в форме креста не
использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к
жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также
чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение
этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном
влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная
винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов,
обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет
отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим
оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с
многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с
французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса,
органично включенных в здание.
Работы продолжались
в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году
построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с
капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после
смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В
это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к
ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684
года.
Жилой корпус являлся
резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно
расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На
третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались
балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре
апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях.
Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две
другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты
прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами,
дающими возможность автономного отопления.
Увенчанная фонарем
центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши.
Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его
лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не
пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась
для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была
упрощена.
Наверху лестницы
расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу
Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю
замка.
Даже на расстоянии
можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами,
украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными
трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами,
узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского
полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь,
высотой 32 метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был
сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают
выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство
интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому
классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает,
однако, типично французский вкус.
Королевские
апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли
разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса,
поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для
апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в
первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и
пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован
модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три
и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины
построек.
Апартаменты короля,
расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты:
огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный
чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой,
меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал,
служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения.
Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в
стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р -
эмблему короля Франциска I.
Капелла,
расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством,
восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны
соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также
кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет
символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами,
предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом
и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью
небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка:
деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный
границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33
километра...
Жизнь в замке
протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы
подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы,
могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых
башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.
Франциск I бывал в
Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой
Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч,
он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего
сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и
перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили
мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для
обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых
сезонов".
С особым размахом и пышностью прошло в
Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном
Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита,
предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком
восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего
самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно
ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного
происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король
утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако
осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна:
"Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".
После смерти короля двор переехал в
Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся
постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал
украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан
договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств -
Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти
Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи
иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по
этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости
короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя
до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без
устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из
того потекла кровь.
После его смерти,
наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как
Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII
уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому.
Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления
привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания.
Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению;
рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой
Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее
ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его
поймать.
Позднее Шамбор был
вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок
всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не
пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах,
возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы
второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен
новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория,
покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в
парк.
В 1669 году Мольер и
Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту
пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из
актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей,
чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на
бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик
XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли
отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в
оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только
после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех
спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера
"Мещанин во дворянстве".
Шамбор был также
свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария
Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком
пальца на зеркале.
Людовик XIV,
увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725
году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который
возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу
Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок
волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых
в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В
1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных
обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной
простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом
и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом
шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые
четверть часа в течение шести дней.
Сменив
многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть
не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено.
Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона,
когда он перешел в руки маршала Бертье.
Внутренняя часть фонаря над винтовой
лестницей
Деталь потолка с саламандрой и монограммой
Франциска
Лестница с двойной спиралью, поддерживаемая
восемью четырехугольными пилонами
Керамическая печь с гербами маршала
Саксонского
Батарея миниатюрных пушек, принадлежавших герцогу де Бордо в
детские годы
Комната графа де Шабор
Фото: http://2france.ru
|