Французская школа XXI века не имеет ничего общего со школой 1950-х годов, все еще носившей сильный отпечаток наследия Жюля Ферри. После Второй мировой войны французская система образования претерпела весьма глубокие изменения, в частности, в связи со значительным ростом спроса на продолжение образования в средней и высшей школе. Сначала коллеж, лицей, а затем и университет широко распахнули свои двери для новых поколений. Образование стало массовым и вынуждено было адаптироваться к приему новых абитуриентов. По мере увеличения продолжительности учебы система образования постоянно реформировалась. Возникла необходимость в ее демократизации, чтобы удовлетворять, с одной стороны, возросшим социальным потребностям, а с другой - реагировать на социально-экономические преобразования, происходившие в обществе и требовавшие более высокого уровня квалификации экономически активного населения. Этот процесс еще не закончился, однако во Франции, как и в других странах, общественность сегодня все больше задается вопросом о том, обеспечено ли в действительности равенство в области образования и отвечает ли образование требованиям рынка труда. Хронология 1881-1882 годы: Законы Жюля Ферри о бесплатном, обязательном и светском начальном образовании (до 13 лет включительно). 1959 год: Возраст обязательного школьного обучения продлен до 16 лет. Дополнительные классы (начальной школы) становятся коллежами общего образования (CEG). 1963 год: Создание коллежей среднего образования (CES) (путем перестройки коллежей общего образования и классов первого цикла лицеев) и технических коллежей (СЕТ). 1965 год: Введение технических бакалореатов и удостоверения о профессиональном образовании (BEP), которое дополняет свидетельство о профессиональной пригодности (CAP). 1966 год: Создание университетских технологических институтов (IUT). 1968 год: Закон Эдгара Фора о реорганизации системы высшего образования, создавший условия для развития автономии вузов, участия студентов и преподавателей в их управлении и многодисциплинарности. 1973 год: Введение дипломов об общем университетском образовании (DEUG). Специализация некоторых курсов в системе высшего образования. 1975 год: Создание единого коллежа путем слияния вариативных программ коллежей среднего образования на уровне начального цикла обучения. 1976 год: Замена технических коллежей (СЕТ) лицеями профессионального образования (LEP), а затем профессиональными лицеями (LP). 1981 год: Создание зон приоритетного обучения (ZEP). 1982 год: Законы о децентрализации, которые расширяют полномочия коммун, департаментов и регионов в сфере строительства и функционирования, соответственно, школ, коллежей и лицеев. 1985 год: Технический лицей преобразуется в лицей технологический. Введение профессионального бакалореата (бак-про), защищаемого в профессиональных лицеях после получения удостоверения о профессиональном образовании (BEP). 1989 год: Закон об образовательной ориентации, поставивший в качестве цели получение учащимися одной возрастной группы как минимум свидетельства о профессиональной пригодности или удостоверения о профессиональном образовании, а 80% учащихся - диплома бакалавра. Создание университетских учительских институтов (IUFM). 1992 год: Появление общеобразовательных лицеев с техническим уклоном. 1993 год: Модернизация начальной ступени высшего образования и создание отделений с тем или иным уклоном: L (литература), S (естественные науки), ES (экономические и общественные науки), STI (естественные науки и промышленные технологии) и STT (естественные науки и технологии сферы услуг). 1997 год: Университетская реформа Франсуа Бейру. 2002 год: Введение европейского университетского диплома единого образца применительно к ученым степеням (лиценциата, магистра, доктора) и принятие европейской системы капитализируемых и переводимых единиц, известной как европейская система перевода кредитов (ECTS).
|