ЭЛЬЗАС
Эльзас - историческая
область на востоке Франции, в бассейне реки Рейн. Он находится в
400 км
от Парижа, в самом сердце Европы. Эльзас расположен между Вогезскими горами и
Рейном. Площадь Эльзаса - 8,3 тыс. км2. Население
составляют главным образом эльзасцы. Главный город и порт – Страсбург
(Страсбур – во
французском произношении). Эльзас образует
плановый экономический район на территории департаментов Нижний Рейн и Верхний
Рейн. Чтобы понять Эльзас, нужно хотя бы немного сказать о его прошлом. Впервые
Эльзас упоминается в исторических документах VII века. В конце VII - первой
половине VIII века это было герцогство, а затем графство в государстве
Каролингов. В 870 году в составе восточной части Лотарингии территория Эльзаса
отошла к Восточно-Франкскому королевству. Выгодное расположение Эльзаса на
торговых путях из Италии в Германию и Францию способствовало с XII века росту
экономического и политического значения его городов, многие из которых получили
самоуправление или статус имперских городов. В XII-XIV веках в Эльзасе
интенсивно развивались сукноделие и виноделие. В XV-XVI веках Эльзас был важным
очагом гуманизма и Реформации, чему способствовало быстро развивавшееся
книгопечатание в Страсбурге. В конце XV-XVI веках Эльзас был охвачен
крестьянско-плебейскими движениями. По Вестфальскому миру 1648 года Эльзас
отошел к Франции, но имперские города остались в подчинении империи. В 1673 году
французский король Людовик XIV занял десять городов Эльзаса, а в 1681 году -
Страсбург. Рисвикский мир 1697 года закрепил Страсбург и другие эльзасские земли
за Францией. В течение нескольких веков являясь яблоком раздора между Германией
и Францией, побывав в составе «Священной римской империи», во второй половине
XVII века Эльзас, казалось бы, навсегда был провозглашен французской провинцией.
Однако по условиям Франкфуртского мира 1871 года Эльзас и Восточная Лотарингия
были вновь присоединены к Германии, составив имперскую землю Эльзас-Лотарингия.
И лишь в 1918 году по Версальскому мирному договору Эльзас вновь отошел к
Франции. Окончательно провинция перешла в подчинение Парижу в 1945 году после
окончания второй мировой войны. Эти исторические перипетии не могли не сказаться
на укладе жизни эльзасцев: хотя теперь они и считаются французами, тем не менее,
во всем чувствуется влияние немецкой культуры. С особой силой это проявляется в
архитектуре и в гастрономических пристрастиях эльзасцев. Трапеза непременно
сопровождается отменным здешним вином. Эльзасский виноград выращивается на самых
лучших землях провинции. Но главное – это упорный человеческий труд и
благодатное солнце. Под его лучами урожаи поспевают буквально один за другим. И
как считают эльзасцы, если в чем-то Эльзас и является чемпионом, так это,
безусловно, в производстве превосходного белого вина «рислинг».
Краткие сведения о
винах
В Эльзасе
производятся семь сортов знаменитых вин - шесть белых и одно красное. Свои
названия вина получили по названиям сортов винограда: «гевурцтраминер»
(Gewurtztraminer), «мускат» (Muscat), «пино блан» (Pinot Blanc), «пино нуар»
(Pinot Noir), «рислинг» (Riesling), «сильванер» (Sylvaner) и «токай пино гри»
(Tokay Pinot Gris). Вино разливается в высокие узкие бутылки и хранится в
погребах с низкой температурой. «Винный путь» тянется вдоль восточных отрогов
Вогезских гор и достигает в длину примерно 100 км.Кажется, что Эльзас словно сошел
со страниц сказки: домики с двухскатными крышами, построенные из камня и дерева,
украшены цветами, на печных трубах некоторых из них свили гнезда аисты. И эти
провинциальные города и деревеньки Эльзаса безусловно обладают настоящим
эльзасским шармом, который можно ощутить только здесь.В Эльзасе
романско-церковное зодчество получило свое особенное развитие. К числу
особенностей строгой, тяжелой романской архитектуры Эльзаса принадлежит
наделение западного фасада церквей двумя четырехугольными башнями и заключенным
между ниш притвором, который имеет треугольный фронтон; к этим особенностям
относится, кроме того, часто встречающееся прямолинейное окончание хора и
несколько дикая фантастичность орнаментации, с ее фигурами людей и животных.
Здесь образцом базилики с колоннами может служить небольшая церко вь св. Георгия
в Гагенау (1149—1184). Прочие эльзасские церкви в большинстве случаев — базилики
крестообразного плана, с одними только столбами. В церкви св. Легерия в
Гебвейлере, заложенной в 1082
г., уже выказывается переходный стиль. Старая главная
часть этой церкви — связной системы; над ней высятся две западные башни и башня
над средокрестием. Всего в 15 минутах езды от Страсбурга в сторону Вогезов
находится городок Марленхейм (Marlenheim, 3000 жит.) и старинные фермы
крестьян-виноделов на северном конце эльзасского «винного пути». Проходит он и
через город Авольсхейм (Avolsheim), где в раннероманской капелле Сент-Ульрик
можно полюбоваться красивыми фресками, а далее - в Мольсхейм (Molsheim). Здесь в
XVII веке была построена готическая церковь иезуитов.В долине Рейна находится
Кольмар (Colmar) - торговый город с отреставрированными старинными улочками и
мостовыми и древними каменными постройками. По городским каналам снуют лодки,
управляемые настоящими гондольерами, поэтому город называют "маленькой
Венецией". Со времен расцвета (XIII-XVIII века) здесь сохранился не только
исторический центр старого города, но и бесценные произведения искусства. Именно
здесь можно увидеть одну из последних и весьма необычных готических коллекций
живописи, в которой есть работы Матиса и Грюневальда. Изенхеймский алтарь работы
Матиса Нитхардта (1515) — жемчужина коллекции музея Унтерлинден. А доминиканская
церковь знаменита благодаря изображению Мадонны в беседке из роз, созданному
Мартином Шонгауэром.Возле городка Селеста (Selestat) расположены две красивые
деревушки с фахверковыми домами - Рибовилле (Ribeauvillй) с живописной рыночной
площадью и Риквир (Riquewihr), напоминающий музей, а также мощный крепостной
замок 0-Кёнигсбург (Hauf-Koenigsbourg). Ккогда-то замок принадлежал династии
Штауфенов, а в начале XX века его заново отстроил кайзер Вильгельм II.
Строительство замка началось еще в первой половине XII века. В последующие
времена он неоднократно разрушался и заново отстраивался - обычная судьба
древних защитных сооружений. Сейчас замок полностью восстановлен и представляет
собой живописный комплекс, раскинувшийся на самой вершине горного хребта Вогезы.
Здесь все хранит память о временах легендарного рыцарства: башни-донжоны,
сводчатые залы, мощные стены с узкими глазницами бойниц
Рибовилле
(Ribeauville)
«Эльзас – это
праздник…» - написал когда-то Эмиль Баас. Попадая в Рибовилле, в полной мере
понимаешь значение этой фразы. Старинные стены, улочки, дома всегда словно ждут,
когда раздастся первая нота мелодии.У деревни очень длинная история. Впервые она
упоминатся в исторических документах примерно в 768 году под названием
"Ratbaldovillare", что означает "город самого отважного человека в Совете
"Деревня была собственностью герцогства Эльзасского, графства Эгишейм, Великой
Германской Империи и епископства Базель. Граф Рибопьер (Ribeaupierre) был
последним местным правителем вплоть до начала Французской революции. Правители
Рибовилле покровительствовали странствующим музыкантам и актерам, которые
заполняли улицы деревни каждый год 8 сентября – в праздник Девы Марии. Эта
традиция продолжается и по сей день: со всех окрестностей съезжаются в Рибовилле
люди, чтобы посмотреть представления актеров и музыкантов, приветствующих своих
старинных покровителей.
Риквир
(Riquewihr)
Риквир был предметом
восхищения путешественников на протяжении многих столетий. Его расположение и
планировка не изменились со времен Средневековья. Город и впрямь похож на музей
под небом: старые дома, построенные в XVI и XVII веках, сады, балконы, старинные
родники и фонтаны. Практически все архитектурные стили удивительно сплетены
здесь. Много столетий сохраняется внешний вид города, и большинство жителей
занимается тем же, чем и их предки, – виноделием. На улицах Риквира можно
почувствовать особый аромат местного вина. Возможно, это и есть секрет
восхищения, которое Риквир вызывает к себе.
Страсбург
(Strasbourg)
Все дороги Эльзаса
ведут в столицу - город Страсбург, известный в истории еще римского времени под
названием Аргенторатум. Страсбург в переводе означает «город дорог», т.к. он
расположен в самом сердце Европы, на пересечении торговых путей. В XIII веке
Страсбург получил статус свободного города, но в 1697 году по окончании войны с
Аугсбургской лигой, между Людовиком XIV, королем Франции, с одной стороны, и
Священной Римской Империей, Англией, Голландией, Швецией, Испанией и мелкими
немецкими княжествами, с другой, был присоединен к Франции. В результате
франко-прусской войны 1871 года город вернулся под юрисдикцию Германии, но после
первой мировой войны опять отошел к Франции. Сейчас город является «столицей»
Европейского Союза. Ведь именно в Страсбурге размещено две важнейших
организации: Совет Европы (с 1940 года) и Европейский парламе нт (с 1952 года).
Они заседают во Дворце Европы. В Страсбурге проходят голосования по различным
законам, касающимся экономики, политики, культуры и прав человека в Европе,
тогда как в Брюсселе принимаются окончательные решения. Многие известные люди
подолгу жили и работали в бывшем вольном имперском городе. Иоганн Гутенберг
разработал здесь основы книгопечатного дела, впоследствии обнародовав свои
открытия в родном городе Майнце. Юный Иоганн Вольфганг фон Гёте в 1771 году
защищал здесь свою диссертацию, романтически переживал любовь к пасторской дочке
Фридерике Брион из Зессенхейма и частенько поднимался на башню собора, чтобы
избавиться от страха высоты. В местном университете учился также известный
австрийский дипломат князь К. Меттерних. На площади Брогли находится дом, где
Роже де Лиль написал и впервые исполнил «Марсельезу», ставшую в 1880 году
национальным гимном Франции. Современный Страсбург - признанный европейский
интеллектуальный центр. Здесь находится второй по значению после Сорбонны
французский университет, снискавший себе славу такими факультетами, как
юридический, на котором еще в 1770 году учился Гёте, а также факультетами
естествознания. Гордостью города является готический собор Норт-Дам, сооруженный
в XIII-XV веках.
СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР
НОТР-ДАМ
Двойное наследие
Страсбурга сказалось в особом дуализме его архитектуры, где пересеклись две
архитектурные традиции — французская и немецкая. И хотя все городские храмы,
безусловно, построены в стиле французской готики, башня Страсбургского собора
напоминает соответствующие постройки в Кельне и Ульме. Подобно собору Парижской
Богоматери, Страсбургский собор стоит на острове, образовавшемся в результате
разделения реки Иль на несколько рукавов. Как и его парижский двойник, собор в
Страсбурге виден со всех сторон. Храм выстроен из розовато-красного песчаника.
Облицовка этим камнем придает стенам здания необычно гладкую поверхность.
Знаменит собор своим 142-метровым шпилем, одним из самых высоких в Европе. Стиль
собора – в основном готический, но с сохранением ряда романских черт. Сооружение
собора началось в 1015 году. Крипта, датированная началом XII в., была построена
первой. Она включила в себя часть старой церкви, когда-то стоявшей на этом
месте. От первоначального храма уцелели лишь эта крипта и часть хора. Хор,
относящийся к XI-XII векам, является романским по стилю; апсида обнаруживает
черты переходного стиля, тогда как главный неф, перестроенный в 1250–1275,
представляет собой чистый образец французской готики. Центральный неф следует
лучшим традициям готики: стремящиеся ввысь колонны, стрельчатые своды, а также
галерея трифория, использованная для введения дополнительного яруса окон,
которые вместе с фонарем хора хорошо освещают интерьер. Строительство нового
готического центрального нефа в соборе началось сразу же после завершения хора и
трансепта в позднероманском стиле. Это свидетельствует о пристальном внимании к
последним достижениям французской архитектуры. И хотя на первый взгляд
стилистическое противоречие между различными частями собора может показаться
вопиющим, в действительности переход между ними был оформлен довольно тонко.
Так, в позднейших по времени создания областях трансепта уже использованы те же
профили, что и в новом центральном нефе, а это позволяет сделать вывод, что над
обеими частями здания работал один и тот же архитектор. Более того, при
проектировании центрального нефа были приняты во внимание более ранние элементы
собора: неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в 11 веке,
из-за чего ширина его необычно велика. Планируя высоту центрального нефа,
архитектор учел сооруженное ранее средокрестие, превысить размеры которого было
невозможно (по крайней мере во внешнем облике здания). В итоге центральны й неф
приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина
центрального нефа в Реймсе – 30
м, а в Страсбурге – 36 м; высота же центрального нефа в
Реймсе – 38
м, а в Страсбурге – 32 м. Однако при всем этом страсбургскому
архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку,
ориентированную в своих формах в основном на архитектуру нового здания церкви в
Сен-Дени, реконструкция которой началась несколькими годами ранее. Оттуда были
заимствованы такие мотивы, как опорный столб с непрерывно поднимающимися до
самого свода пилястрами, застекленный трифорий и ажурный декор окон, а также
ниши и глухая аркада в стенах боковых нефов. Однако ни один из этих элементов не
был скопирован с храма Сен-Дени без изменений. Все они испытали частичное
влияние стиля еще более современных построек – таких, как собор в
Шалон-сюр-Марн. Более того, встречаются и совершенно оригинальные детали:
например, необычно большое число пилястров, окружающих опорный столб
(шестнадцать). Строительство фасада началось вскоре после завершения
центрального нефа в 1275 году. Каждый портал расчленен на три части: на переднем
плане располагается декоративный щипец, за ним – ажурная перегородка, и только
затем – собственно стена. Даже гигантское окно-роза диаметром
15 м в
центре фасада отделено от стены благодаря тому, что в пазухах помещены
выступающие вперед кольца ажурной каменной работы. При взгляде на этот фасад
очевидно, что тенденция развития готической архитектуры в Страсбурге претерпела
изменения. Если центральный неф собора все еще тяготеет к французским моделям,
выполненным в классическом "умеренном" стиле, то фасад явно свидетельствует о
сдвиге в сторону новых и весьма необычных форм. По своим масштабам фасад также
заметно превосходит более ранние части здания, из-за чего представляется
наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение
его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а
жители города освободились из-под власти епископа (контроль за строительством
собора взял на себя городской совет). В хрониках того времени это здание уже
воспевалось как примета наступающего золотого века. До сих пор остается спорным
вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада собора Страсбурга Эрвин
из Штейнбаха, впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году. Однако не
может быть никаких сомнений в том, что фасад этот – в высшей степени
оригинальное творение мастера, наделенного выдающимся художественным талантом.
Из двух задуманных башен завершена лишь северная (1419–1439 гг.). Из всех
элементов наружного убранства храма выделяется башня со шпилем. Опоры в виде
лестниц поддерживают башню в верхней части, шпиль же имеет форму огромной
каменной сосновой шишки. Строительство этой башни было начато Эрвином фон
Штейнбахом после 1284 года. Жан Герлах (1341-1371 гг.) возвел башню до уровня
платформы. Мишель де Фрейбург продолжил работу, и в 1380-х годах башня уже
возвышалась над окном-розой. Ульрих фон Энзинген к 1419 году дошел до основания
восьмигранного шпиля, а в 1439 году Иоганн Хюльц завершил возведение шпиля
Интерьер славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486
году, и витражами XII–XIV веков. Витражи по праву считаются главным украшением
Страсбургского собора. Розово-красный песчаник подчеркивает яркость цветовых
сочетаний. Лучшие витражи сохранились в двух фонарях трансепта и в южной капелле
нефа. Процессия жен-мироносиц, возглавляемая Богоматерью, изображена в фонаре
северного рукава трансепта, в то время как изображение в фонаре южного рукава
трансепта представляет группу римских пап и епископов. Два романских окна южного
рукава трансепта украшены эпизодами из жизни Христа: детство, пастырство, муки
на кресте, а также сценами сошествия Святого Духа и Страшного Суда. Прекрасные
скульптуры размещены на южном, романском портале. Скульптура Страсбургского
собора демонстрирует явное влияние французских образцов. Здесь четко
прослеживаются черты скульптуры соборов Северной Франции — Реймса, Шартра и
Амьена. В результате многочисленных войн, бушевавших на территории Европы и
уничтожавших ее сокровища, а также из-за непрочной, рассыпающейся структуры
песчаника многие скульптуры пришли в аварийное состояние и были перенесены в
ближайшие музеи. По своим художественным достоинствам страсбургская скульптура
не достигает уровня северофранцузских шедевров, однако многообразие и чистота
стиля ставят ее в один ряд с лучшими образцами этого жанра. Наиболее известны
такие скульптурные группы интерьера, как Пороки и Добродетели и Девы мудрые и
неразумные, в которых сделана попытка сюжетного и композиционного объединения
нескольких фигур и передачи в них внутренней экспрессии. Также очень интересны
статуи на южном фасаде собора: торжествующей «Церкви» и побежденной «Синагоги»
(ок.1235). Они являются одним из самых показательных примеров аллегорических
образов, обретших человеческие черты и формы, что свойственно готическому
искусству в отличие от предшествующего ему романского стиля. Размещенные по
внешним краям двухарочного портала, они далеко отнесены друг от друга, и
взаимосвязь между ними строится по принципу смыслового дальнодействия. С
достаточным основанием можно утверждать, что готическая монументальная
скульптура вряд ли располагает образами, равными страсбургским статуям в
гармоническом изяществе стройных удлиненных фигур, красиво обрисованных
прозрачно-струящимися складками одеяний, — эффект, усиленный розоватым тоном
местного камня. Особенностью их является эмоциональная наполненность образов,
переданная не столько в действии и в прямом выражении чувства (хотя признаки
того и другого налицо), сколько в использовании для этого поэтической атмосферы,
которой окружено одно из действующих лиц — Синагога. Этот особый ореол выделяет
творение страсбургского мастера из ряда выдающихся памятников готической
скульптуры того же времени. В обеих статуях наглядно противопоставлены
используемые атрибуты: со стороны Церкви — короны (символа ее власти), креста и
чаши крови Христовой, со стороны Синагоги — закрывающей ее глаза повязки — знак
её духовной слепоты, сломанного копья — символа поражения ее доктрины и
выскальзывающих из руки скрижалей Завета.
Источник: http://www.infrance.ru
Страсбург |