Достопримечательности
Парижа
СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ - NOTRE DAME DE
PARIS
В каждом крупном средневековом городе Западной Европы строился
собор. Городской храм – это не только место службы и молитвы, но и убежище для
местного населения на случай, если грянет стихийное бедствие или нападет
неприятель. И еще – это «каменная проповедь», с которой Церковь обращалась к
простым смертным, напоминание о том, что вся земная жизнь человека – всего лишь
прелюдия к потусторонней жизни.
Кафедральный собор
Нотр-Дам был сооружен на острове Сите по инициативе парижского епископа Мориса
де Сюлли. Строительство его началось в XII в. и длилось 170 лет. В те времена
собор выглядел не так, как сегодня: вплотную к нему подступали дома с
мастерскими ремесленников и лавочками, а главный фасад собора был не
монохромным, а куда более нарядным: все статуи фасада и порталов сверкали яркими
красками на золотом фоне.
В XVII-XVIII вв.
собор Нотр-Дам не избежал участи других памятников готической архитектуры,
считавшейся тогда «варварским» искусством: в результате многочисленных переделок
первоначальный облик постройки был искажен, внутри был снесен амвон и гробницы,
оригинальные витражи заменены обычным стеклом. В годы Революции собор был
объявлен «храмом Разума». Однако отношение к собору взбунтовавшейся толпы трудно
признать разумным: с его крыши исчезла стрела, а с центрального фасада – статуи
иудейских царей (их приняли за изображения французских королей). Тогда же были
переплавлены все, кроме одного, колокола собора.
Постепенно собор
пришел в упадок. Дошло до того, что по случаю коронации Наполеона его обветшалые
стены были задрапированы или наспех перекрашены. Лишь в 1831 г., когда появился роман
Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», городские власти озаботились судьбой
собора. Капитальная реставрация Нотр-Дам была поручена знатоку готического
зодчества, архитектору Виолле-ле-Дюку. Реставрация длилась почти двадцать
лет.
На протяжении многих
веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром городской жизни.
Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые
сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане,
отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В
соборе совершались обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались
военные победы и исполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе
Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора
Наполеона (по традиции почти все французские короли благославлялись на власть в
Реймском соборе).
«Тяжелый, как слон,
и легкий, как насекомое»
В XII веке («век
Церкви воинствующей») храм больше походил на башню-крепость, в которой
доминировали мощные глухие стены, а узкие окна напоминали амбразуры. Это была
крепость, превращенная в место молитвы (одна такая церковь сохранилась в Париже
– Сен-Жермен-де-Пре).
В XIII веке (« век
Церкви торжествующей») облик соборов совершенно изменился, о чем напоминает нам
архитектура Собора Парижской Богоматери. Здесь царят вертикали и стрельчатые
формы, а стены прорезаны сужающимися кверху нишами и окнами с ажурными колонками
– собор «струится». Еще одна его особенность – пластический характер
архитектуры. Плоские поверхности сведены до минимума, все построено на игре
объемов, на контрасте света и тени, а «парящие» укрепления (аркбутаны) по бокам
собора напоминают опоры космического корабля на старте: кажется, что собор
вот-вот взлетит.
Главный фасад
Нотр-Дам – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на
верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутой
гармонии. В нижней части фасада – три мощных портала: слева – портал Девы Марии,
в центре – портал Страшного суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии).
Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада
– грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и
витражами.
В правой башне висит
колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот колокол весом 6
тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом
знатные дамы и простые парижанки бросали в расплавленную массу золотые и
серебряные украшения, отчего, как утверждают, колокол приобрел чистый и звучный
тембр.
«Тяжелый, как слон,
и легкий, как насекомое», - сказал про собор Нотр-Дам Анатоль
Франс.
Внутри
собора
Интерьер собора
поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен –
интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В интерьере
снова звучит лейтмотив готической архитектуры: собор – это Небесный Иерусалим на
земле и в то же время модель божественного мироздания...
В часовнях,
расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных
художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору
ежегодно в первый день мая.
Трансепт собора
украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина,
вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль
Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи
Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора –
скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с наружной части хоров
– барельефы на темы Нового завета.
Орган Собора
Парижской Богоматери – самый большой во Франции.
Источник: http://www.infrance.ru Фото: http://2france.ru
вернуться к списку |